ДаноМолодая компания, свое производство упаковки и одноразовой посуды. Штат компании един, условно поделен на 2 направления – цех (завпроизводством, технолог, дизайнер и рабочие) и отдел продаж. Оставшийся персонал – условно-административный: секретарь, менеджер АХО, почему-то маркетолог и специалист по работе с поставщиками, специалисты, занимающиеся всем и сразу. И, конечно, директор.Люди принимались на должности стихийно, с индивидуальными условиями. Основной подход к оплате - голый оклад, в т.ч. почти у всех менеджеров по продажам.Почему так? Сделать мотивирующую схему для коммерции и производства у руководства не получилось, потому что и планы, и факт долго оставались неровными и были непредсказуемы. При наборе клиентской базы производство и продажи стали отставать.Причины оказались в том, что:- цех с осторожностью планировал новые типы продукции, т.к. испытывал зависимость от прогнозов по продажам,
- менеджеры не стремились наращивать продажи, т.к. это не отражалось на их заработке,
- остальной персонал тоже не особо интересовался повышенной нагрузкой.
Неравномерный спрос и запуск новых типов продукции требовали от штата гибкости и вовлеченности, которые старая система не поддерживала. Не было инструментов, чтобы целенаправленно стимулировать персонал наращивать объемы производства и активно искать новых клиентов. - - - Чтобы сохранить темп роста, нужна была новая, прозрачная и справедливая система оплаты труда. Выход виделся собственнику в введении поощрений хотя бы для коммерции, но не была ясна схема, т.к. сохранялся риск "скачущих" объемов и связанных с ними переплат и демотиваторов.- - -РешениеМы разработали и внедрили комплексную систему, основанную на принципах бюджетирования и внутренней стоимости.Для этого:- определили роли, зоны ответственности и степень влияния - четко прописали, какой вклад каждая роль вносит в общий результат от формирования продукта до продажи
- выровняли оклады и ввели тарифную сетку - обеспечили справедливый и прозрачный подход
- разработали модель бюджетирования фонда заработной платы - встроили премиальный фонд в зависимости от выручки в модель
- разработали критерии премирования, напрямую связанные с целями компании и ролями персонала
- определили размеры премиального фонда при разных сценариях продаж - сняли ограничение на рост
- предусмотрели механизм резервирования и распределения премиального фонда - обеспечили стабильность мотивации команды на случай спада продаж
ИтогУже в следующем квартале продажи выросли на 35%. Конечно, впечатляющая цифра появилась после демонстрации возможностей системы от условного нуля, но следует отметить повлиявшие изменения:- прозрачность: каждый работник точно знает, как его усилия влияют на личный заработок и может его спрогнозировать
- справедливость: уровень зарплаты и отдельно премий зависят от измеримых результатов, а не от личных договоренностей или случайных событий
- фокус на цели: коллектив сконцентрирован на наращивании объемов, расширении рынка сбыта и росте клиентской базы, т.к. это материально выгодно для каждого
- управляемость: директор получил инструмент для управления достижения целей компании и механизм защиты выполнения обязательств перед персоналом
- - -
Этот кейс очень показателен. Инвестиции в разработку продуманной системы мотивации дают как выполнение кратко- и среднесрочных целей, так и базу для устойчивого развития компании.